Китай
-1- -2- -3- -4-
В государственных магазинах цены стабильные и, как мне показалось, несколько ниже рыночных. И торговаться здесь не принято. Языковый барьер, как Китайская стена. Мало кто из китайцев знаком с английским языком. Объясняться приходится всё больше жестами. Хотя я не боюсь такого общения. Когда люди хотят понять друг друга, можно общаться и, не зная языка. Мне показалось, что жители поднебесной, уважают и помнят Мао Цзэдуна. В мавзолее, что на площади Тяньаньмэнь, всегда народу видимо – невидимо. «Как в Китае», сразу такая шутка напрашивается. Поражает огромное количество людей в форме. Это охранники, которые охраняют все что можно, регулировщики на улицах и военные. Хотя вооруженных людей в форме не видел ни разу. Велосипедисты правила дорожного движения выполняют с неохотой. Частенько они вовсе игнорируют регулировщиков. На одном из перекрёстков я был свидетелем следующего момента. Зажёгся красный свет. Перед переездом скопилась огромная масса велосипедистов. Один, самый бойкий из них, сделал попытку проскочить на красный свет. Попытка не удалась, и он был водворён на своё место, резким свистком и суровым жестом регулировщика. Я находился в этой толпе, нетерпеливой и стихийно непокорной. Терпение этой массы закончилось секунд через десять. Не дожидаясь жёлтого света и не обращая внимания на автомашины, толпа рванула вперёд. Напрасно регулировщик пытался сдержать её. Не помогли ни свисток, ни форма, ни строгое выражение лица. Через двадцать секунд, перед светофором и при горящем красном свете, осталось лишь два человека, - я и регулировщик. Парень в форме смотрел на меня, как мне показалось, виноватым и извиняющимся взглядом. Пожал плечами и махнул мне рукой, мол, проезжай и ты. Глаз выхватывает среди общей суеты большого города многое. Вот велорикша женщина везет солидного и габаритного мужчину. Тот сидит с серьёзным и невозмутимым видом. Колясочка простенькая, открытая, чем-то напоминающая обыкновенное корыто для стирки, с обычной поперечной доской, вместо сидения. Обычно велорикши как-то облагораживают и украшают коляску, что бы она привлекала желающих, воспользоваться такого рода услугами. Мягкие сидения на двоих, занавески с кистями, создают впечатление комфорта. Цена невелика, а желающих проехать довольно много. Цепь и звёздочки у такого транспортного велосипеда очень мощные, рассчитанные на большую нагрузку. Но женщина – велорикша, это, всё-таки аномалия. Большинство велорикш, это мужчины. Я еду дальше. Мне всё интересно, и сейчас, пока не наступило пресыщение впечатлениями, всё окружающее и происходящее, очень четко отпечатывается в голове. Глаз выхватывает что-то необычное, по ходу дела сортируя увиденное. Парикмахер прямо на улице стрижет очередного клиента. Я делаю попытку сфотографировать процедуру, но клиент шумно возмущается такой наглости белого туриста, и следит, что бы я не сделал снимок скрытой камерой. Продавец лепешек, расхваливая свой товар, едет, не спеша по улице. Лепешки у него в специальной стеклянной, закрытой со всех сторон витрине, которая укреплена в передней части велосипеда. Лепешки необычайно вкусные и дешёвые. Именно они стали самым главным продуктом питания во время моего китайского путешествия. Вот ослик везет свою поклажу, как это было тысячу лет назад, а рядом, обгоняя его, проносится современный джип. Контраст – это сама жизнь страны. Прогресс идёт вперёд полным ходом, где-то ломая, где-то сохраняя старые устои и традиции.
Как-то надо выходить из положения. Ведь ни одно слово на китайском языке, в моём произношении не поймёт ни один китаец. Ещё, чего доброго и побьют ненароком. Выход из положения помог найти Кирилл Сенаторов, представитель авиакомпании «Волга – Днепр» в Пекине. Именно он дал мне визовую поддержку, и благодаря авиакомпании я попал в Китай. Кирилл предложил написать письмо китайскими иероглифами, где был описан мой маршрут, его цели и задачи. В письме говорилось и обо мне. Он же написал нужные мне фразы и слова иероглифами на листе бумаге. Такие, например, как «кипяток», «сколько стоит» и тому подобное. Теперь любой грамотный китаец сразу поймёт кто я такой и что мне нужно. Сделал ксерокопии нужных мне страниц атласа автомобильных дорог и схем городов, через которые проляжет мой путь. Вроде бы подготовился к маршруту основательно, но волнение не покидает меня на всём протяжении пути из Пекина. Хорошая всё-таки планировка у этого города. Выехать за его пределы очень просто. Я держу направление к Великой стене, так хорошо известной еще со школьной скамьи. Всего отреставрировано для туристов три участка ее. В местечках Бадалин, Мунтиньо и Шанхайгуань. Китайцы во время реставрации немного увеличили размеры стены. И она кажется ещё больше и величественнее. Мой путь лежит в Муньтиньо, которое находится километрах в восьмидесяти от столицы. На подъезде к деревеньке с этим названием, очень живописные места, горы, строения, с характерными крышами, необычные для моего, пока ещё не привыкшего к такому ландшафту, глаза. Это граница Великой Китайской равнины. А Стена, это граница древней империи Хань, древнего Китая. И вот, наконец, ОНА! Символ и гордость китайского трудолюбия! Первое впечатление, когда забрался на нее – колоссальное сооружение, грандиозное, грандиознейшее! Уму не постижимо! Сколько труда потрачено здесь, сколько должно было людей работать на стене, сколько лет ушло на строительство! Одно дело читать о ней, и совсем другое видеть её перед глазами. Сколько строителей погибло и замуровано…Двоякое чувство. В эти горы люди таскали камни, землю, непонятно, зачем. Что это? Напоминание о величии страны? Или памятник – свидетель человеческой выносливости, изобретательности, а, может быть, глупости? Но, так или иначе, её можно смело назвать восьмым чудом света. Я на стене! Вот она. И уходит вдаль, на сколько позволяют видеть ее горы. Тянется на запад более чем на пять тысяч километров. Уходит по гребням гор и даже, только для того, что бы попасть на неё, нужно подняться вверх на целую тысячу метров. Здесь существуют всякого рода подъемники, и туристы активно пользуются ими. Некоторые из них спускаются по лестницам собственными ногами. Туристов, в основном иностранных, очень много. Я поднимался своим ходом, пешком. Те люди, которые спускались, увидев меня, хлопали в ладоши, поднимали большой палец вверх, в общем всяческим образом выражали свой восторг. Не многие решаются на такой шаг, слишком уж это утомительно. На самой Стене много местных жителей, одетых в национальные костюмы, эпохи династии Цинь. За небольшую плату, они предлагают сфотографироваться с мечом или алебардой в руках. Можно надеть какой-то из предлагаемых костюмов. Когда-то на уроках истории нам рассказывали, что по стене могли проехать несколько всадников, вставших в ряд. Это действительно так, ширина позволит, но не стоит забывать о том, что Стена тянется по гребням гор. То, ныряя вниз, то, взбираясь круто вверх и поэтому на лошади можно проехать только мысленно. Мне предстоит ещё раз встретиться с Великой Китайской Стеной у Жёлтого моря. В том месте, где было начато её строительство, и где находится равнинный участок Стены.
А пока мой путь лежит дальше на восток, к побережью Желтого моря. Я огибаю горы и двигаюсь по северной части Великой Китайской равнины.
-1- -2- -3- -4-