ТАНЕЦ СОЛНЦА
-1- -2- -3- -4-
Впереди Айова. Это типичный сельскохозяйственный штат. Он входит в так называемый «золотой пояс». Выращивается кукуруза, соя. Поля – поля, сельскохозяйственные угодья, иногда перемешивающиеся с рощами деревьев. Фермы, тихие городки, первоклассные дороги. Ветерок, от которого нет спасения, разве что в согласованной работе всей команды.
31 июля. Наши палатки стоят в кемпинге малюсенького городка Литл Рок. Сюда мы вынуждены были свернуть, спасаясь от огромной чёрной тучи. Она появилась задолго до вечера в северной части неба, и тут же устремилась нам наперерез. Мы приняли вызов, прибавили скорости и некоторое время надеялись, что нам удастся одержать верх в этой гонке, но после трёх часов отчаянной борьбы, были вынуждены признать победу своего великого соперника, окрасившую к этому времени всё небо в свои любимые – чёрные тона. Едва нырнули в городок, расположившийся в километре от дороги, едва поставили палатки, налетел ветер. Деревья и кустарник, растущие на территории кемпинга сдержали натиск ветра, не дали ему безнаказанно поиздеваться над нашими палатками. Но ветерок покуролесил изрядно. То с одной стороны он налетал, выхватывая из рук и разбрасывая по площадке наши вещи, то с другой. Вот посыпались велосипеды, которые мы аккуратно сложили к стенке навеса у площадки для отдыха, вот сумки, что были сложены не под пологом палатки, ветер старается унести с собой. Капли дождя, пытаясь пробить тент, – с такой силой швыряет их ветер, – атакуют нас, забившихся в одну палатку. Мы поддерживаем руками стойки, которым никак не справиться в одиночку. Они гнутся под напором ветра, вовсю стараются вырваться, лишь наши дружные усилия с трудом удерживают стойки на своих местах. Над головой грохочет гром. Удары его сливаются в один, меняющий интонацию раскат, молнии сверкают не переставая. Часа через два - три, вволю позабавившись, буря уходит на юг. Вмиг наступает тишина. Утомлённые борьбой путешественники, разбредаются по своим местам, моментально засыпая. Самое время, не мешая никому, посидеть над дневником.
Тишина. Нет даже намёка на вчерашнюю бурю. Бойко собираемся и в путь. Около тридцати километров пути до городка Рок Рапид, пролетаем за час, затем поворот на север, ещё десять километров и мы в штате Миннесота. Ветер подгоняет. Сегодня последний, самый главный день церемоний священного Танца Солнца у индейцев местечка Пайпстоун. Так хочется успеть! По сторонам смотреть некогда. Выезжаем на просёлочную дорогу. Она и ведёт нас дальше, к священному для коренных американцев месту. Вот впереди и несколько в стороне от дороги показались островерхие палатки – типи, национальные жилища индейцев равнин. Лагерь надёжно укрыт от посторонних глаз холмами, охраняется надёжно индейской полицией. Не каждому дано увидеть священную церемонию, которая дошла до сего времени из глубокой древности. Просто так, постороннему человеку сюда не попасть. Как хорошо, что нас ждут здесь. Мне долго пришлось доказывать свои благие намерения лидерам индейцев. Столько писем, телефонных разговоров, времени потрачено… Лагерь. На въезде знак о запрещении фото и видео съёмки. Заезжаем внутрь. Несколько оборотов педалей, и мы в центре индейского становища. Стоят по кругу типи – традиционные индейские жилища. Палатки стоят по кругу, как и положено. В центре – костёр, вокруг которого разбросаны низенькие, странного вида, шалаши, неизвестного мне назначения. Перед нами неожиданно, как и полагается индейцу, появляется фигура. Представляется. Индейское имя ему – Одинокий Волк. Джинсы, майка с изображением волка и мокасины составляют его наряд. Лицо покрыто морщинами. Взгляд спокойный, рассудительный и чуть снисходительный. Он должен помочь нам разобраться в происходящем. Ставим велосипеды в кучу, сбрасываем рюкзаки, камеру, фотоаппараты – их тут никто не возьмёт – снимаем обувь и устремляемся туда, откуда доносится бой барабанов. Проходит всего несколько секунд, и мы попадаем в священный круг. Бог мой, мы на самом, что ни на есть, языческом обряде! Подумать только. Это ведь не кино! Как будто ожившие персонажи давно прочитанного романа Купера перед глазами. В центре священного круга стоит дерево, с обрубленными нижними ветвями. Круг немаленький – метров сто в диаметре. Имеет четыре входа-выхода, по числу стран света. По периметру круга, выложенного кусками священного камня, проходит тропа, которую, скорее всего, можно назвать колеёй, протоптанную многими и многими людьми. Много лет подряд в этом месте проходит этот обряд. Много лет, приносящие жертву Солнцу люди, ходят и ходят по этому священному кругу, волоча за собой черепа буйволов. Таков уж этот обряд. Знахарь долго готовится к нему, проходит множество очистительных церемоний, прежде чем посчитает, что готов послужить Солнцу. В двух местах на спине под лопатками пробивается кожа и верхний слой мышц, через надрезы протягиваются ремешки, к которым прикрепляются черепа буйволов. Нелёгкие они, каждый весит порядка 12 – 15 килограммов. Долгих четыре дня без еды и питья знахарь везёт их за собой.
Мы встаём в круг. Рядом с нами индейцы – мужчины, женщины. Они танцуют. Танец несложный – переступай с ноги на ногу в такт барабанному бою и пронзительному писку свистков, которыми «вооружены» участвующие в церемонии люди. Четыре человека непрерывно бьют в огромный барабан и выводят высокими гортанными голосами, странную для уха мелодию. Дикую мелодию, пришедшую из глубины веков.
Мы пытаемся петь вместе со всеми песню, которая должна помочь знахарям. Слова не понятны, мы лишь мычим нечленораздельно, стараясь сохранить нехитрый мотив. Я сам в страшном возбуждении от увиденного, а мальчишки стоят просто с открытыми ртами. Вряд ли они способны в этот момент ясно соображать. У меня всё это действо как-то в голове не укладывается, а уж для них, пятнадцатилетних, всё происходящее, конечно, не поддаётся никакому описанию.
Мы танцуем вместе со всеми час, другой, третий. Наступает кульминационный момент. На тропе Священного круга остаётся один человек, - главный знахарь. Он должен освободиться от своей ноши. Освободиться он должен сильным рывком, разорвав кожу надрезов. У входа в священный круг знахарь останавливается, собирается с силами и бросает своё тело вперёд! Раздался треск, от которого стало больно даже нам, стоящим в стороне, сторонним наблюдателям, пришедшим из другого мира. Знахарь удержался на ногах после этого рывка. Честь ему, и хвала. Вздох облегчения и затем радостные крики пролетели над священным кругом. Черепа остаются на месте! Неподдельная радость охватывает всех, кто помогал знахарям пройти испытание. Мы кричим вместе со всеми слова победы. Главный распорядитель обряда Денис Бенкс объявляет во всеуслышание, что на церемонии присутствуют русские ребята. Что они приехали сюда не на машинах, а дошли своим ходом на велосипедах. Буквально рёв восторга сопровождает его слова. Гордости нет предела, а распорядитель сразу включает нас главными действующими лицами в церемонию выкуривания трубки. Вот это честь! Поучаствовать в церемонии, которая известна любому человеку, читавшему книги об индейцах. Мелькают лица. Женщины, мужчины, кровавые потёки, улыбки. Свистки, барабаны, серьёзные лица, священные трубки, перья орлов. Охватить сознанием всё сразу не получается. Да и не надо. Это потом, по прошествии некоторого времени мозг сам разложит всё по своим местам, своим полкам. А сейчас хочется просто запечатлеть всё как можно ярче в своей памяти. Церемония закончена. Напряжение от увиденного постепенно проходит. Вечереет. Многие индейцы покидают лагерь. Сворачивают палатки, грузят свои вещи на машины – пикапы и уезжают. Но убрать следы своего нахождения здесь нелегко, и большая группа людей останется здесь ещё на два – три дня. Мы тоже остаёмся на одну ночь. Завтра с утра пораньше отправимся дальше, на запад. Солнце медленно заходит за горизонт, линия которого находится в бесконечной дали, за волнами холмов. Несколько высоких деревьев, лениво шелестя листочками, посматривают, то на нас, то на заходящее солнце. Тишина.
- Стойку держи, скорее! – слышу я, как, стараясь перекричать вой ветра, командует кому-то из своих Лёша. – Унесёт нас сейчас!
-1- -2- -3- -4-