Рабочий поселок Сурское
Ульяновская область

 

 
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Добро пожаловать!

Храм в с. Никитино

 

Если свернуть с бывшего московского тракта (ныне трасса Ульяновск-Саранск) у села Усть-Урень направо, в сторону села Астрадамовка, то взору открывается прекрасная картина русской природы - холмы, покрытые лесами, зелёные луга, лента реки Барыш, поймы по обеим её сторонам!

Вскоре за холмами, слева от дороги появится силуэт старинной каменной церкви, которая словно парит над старинным русским селом Никитино. Известно, что село это основано в середине 17 века беглыми крестьянами. В конце 18 века оно вместе с землями было пожаловано Гурьеву Дмитрию Александровичу, российскому сенатору, удостоенному в 1819 году графского титула, министру финансов России (1810-1823 г.г.). Сам вельможный граф в селе Никитино не бывал, а вот его жена - графиня Гурьева Параскева Николаевна (урождённая Салтыкова), посещала пожалованную вотчину несколько раз. Именно она оставила о себе в селе Никитино память на долгие годы - в виде великолепного каменного храма, который до сих пор поражает воображение своим былым великолепием. После смерти Дмитрия Александровича Гурьева (он умер в 1825 году, а его жена Параскева Гурьева в 1830 году) село Никитино и несколько других соседних деревень (Кобелёвка, Степановка, Александровка) с обширными землями по берегам реки Барыш, суконной фабрикой (в соседней деревне Александровке) и прочим богатым имуществом перешли к Николаю Дмитриевичу Гурьеву - младшему сыну графа Гурьева (и впоследствии известному дипломату). Когда 1849 г. граф Николай Дмитриевич Гурьев умер, наследником никитинского имения стал его сын Александр Николаевич Гурьев. Его жена Амалия Иосифовна Гурьева проявила живое участие в судьбе храма и прихожан, завешав в память о бабке своего мужа, Параскеве Гурьевой, 3850 рублей капитала никитинскому храму «...на вечный вклад». Таким образом, петербургские вельможи графы Гурьевы сыграли в истории села Никитино заметную роль.

К возведению каменного храма в с. Никитино по воли графини Параскевы Гурьевой приступили в 1816 году. Графиня же выделила на все необходимые работы и материал немалые средства. Учитывая патриотические настроения в российском обществе того времени, порождённые недавней победой в войне 1812г. над Наполеоновской Францией, храм задумывался как духовный памятник защитникам отечества. Достаточно посмотреть на остатки отделки её фасадов и интерьеров, росписи, чтобы почувствовать причастность к строительству Никитинского храма одного из талантливейших зодчих 19 века. Для возведения храма неизвестный архитектор выбрал стиль позднего классицизма, что было характерно для зодчества того времени. Место для возведения храма было выбрано не случайно: он открыт всем сторонам света, построен на самом высоком месте села, виден издалека, а протекающий рядом Барыш придаёт панораме особую торжественность. Строился храм, в основном, из местных материалов: белый камень на фундамент и отделку огромного подвала (склепов) брали из Каменной горы, что в 1,5-2 км. от села. Кирпич для храма делали местные мастера из белой глины, а вот кладку стен и перегородок, перекрытий зодчий доверил мастерам-каменщикам из соседнего села Астрадамовка.    Архитектура   церкви   поражает   обилием   разнообразных строительных конструкций и деталей. Строили основательно, на века. Храм имеет форму правильного прямоугольника с выступающими по сторонам ходами (приделами). Главный вход западный. Храм увенчан куполом, крытым кованым железом. Согласно клировой ведомости Михаило-Архангельсой церкви с. Никитино Карсунского уезда Симбирской губернии от 1915 года читаем: «...церковь каменная, без колокольни, колокола же помещаются на одной из четырех глав храма...» (ГАУО; ф.134, оп.2, д.370 лл.221-227). Отсутствие колокольни, неотъемлемого атрибута православной церкви, объяснима тем, что храм в с. Никитино возводился по всем канонам принятого тогда в архитектуре стиля позднего классицизма. К росписи храма приложили руки также столичные мастера, поскольку сохранившиеся в храме фрески выполнены в традициях Петербургских мастеров-живописцев. Купол и стены храма расписаны на библейские сюжеты: главная - восточная стена украшена иконой, на которой изображён Иисус Христос под тяжестью креста. Купол выполнен, в светло-голубых тонах и олицетворяет царствие небесное. На стенах храма нашли отражение и сюжеты из жития святых. Удивительно, но фрагменты росписи начала 19 века сохранились до настоящего времени, внушая всем приходящим взглянуть на храм благоговейное спокойствие и торжественность! Храм был обнесен кованной чугунной оградой (которая не сохранилась). Но сохранились кованные узористые решётки на окнах церкви, выполненные вручную. Пол выстлан плитами под белый мрамор. В западной стороне храма имеется вход в огромное подвальное помещение. Часть его служила в качестве склепов - мест захоронения местных священнослужителей. Часть подвальных помещений замурована до сих пор, а некоторые склепы вскрыты и разорены воинствующими атеистами ещё в 30 годы 20 века - в период великого поругания над церковью (и сейчас в разных частях подвала можно найти фрагменты скелетов некогда похороненных здесь людей).

Подвальное помещениеОсвящение храма прошло в торжественной обстановке в 1820 году при огромном стечении верующих. Главный престол церкви был во имя Архистратига Божия Михаила (вот почему в 19 – начале 20 в.в. в церковных документах с. Никитино не редко называли с. Архангельское на реке Барыш). Храм считался холодным, то есть службу и церковные требы проводили только в тёплое время года. Имелась в селе и вторая церковь - «тёплая» деревянная, построенная прихожанами позднее и освящённая в 1895 году. Престол в этой церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая, особо почитаемого в бывших Алатырском и Карсунском уездах. Зимний храм был небольшим, но не менее интересным в архитектурном плане. Славился этот храм множеством деревянных икон, среди которых были и иконы старого письма (т.н. неканонические). К числу таких икон относился образ Пресвятой Богородице Троеручницы. Верующие почитали икону как чудотворную, обладающую целительной силой. По воспоминаниям людей старшего поколения, в дни престольных праздников - 22 мая и 19 декабря - Святителя и  Чудотворца  Николая,   и   21   ноября  -  Архистратига  Божия   Михаила атмосфера праздничности ощущалось особенно заметно. Притч обеих церквей, множество прихожан из соседних деревень, верующие совершали крестный ход от церкви до торговой площади и обратно, несли иконы, хоругви. Это было зрелище незабываемое, если учесть то, что по данным клировой ведомости на 1915 год прихожанами Михаила-Архангельской церкви считались 4984 жителя (село Никитино, деревня Александровка, деревня Кобелёвка и деревня Степановка).

Михаило-Архангельский храм и церковь Святителя Николая долгие десятилетия считались в Никитинской волости не только центром духовно-нравственной жизни прихода, но и осуществляли важную мирскую деятельность. С 1897 года здесь учреждено церковно-приходское попечительство. В приходе имелось 4 церковно-приходские школы - в селе Никитино, деревнях Александровке, Кобелёвке, Степановке. Кроме того, в самом селе Никитино с 1875 года на средства земства и прихода была учреждена земская школа. При Михаило-Архангельском храме имелась библиотека, в которой находилось до 275 томов книг для чтения религиозного, исторического и иного содержания. Притч обеих церквей состоял из трёх человек - (священника, диакона и псаломщика. Дом для священника был построен «тщанием прихожан» в 1883 году. Священником церкви с первого декабря 1906 года состоял Ласточкин Александр Николаевич, который в 1899 году окончил полный курс наук Симбирской духовной семинарии с аттестатом первого разряда (т. е. с отличием). До перевода в село Никитино 1 декабря 1906 года отец Александр осуществлял службу диаконом церкви села Сыресь Алатырского уезда, а затем священником церкви села Барашево также Алатырского уезда, состоял законоучителем в местной церковно-приходской школе. С 1 декабря 1906 года и на протяжении 23 лет состоял отец Александр священником Михаило-Архангельской церкви.

Александр Николаевич пользовался огромным уважением среди прихожан. Вместе с женой Клавдией Аристарховной с 1 декабря 1907 года состоял в штате местной земской школы законоучителем. С 1 января 1914 года отец Александр состоял членом Благоученического совета. Их дочь Флина обучалась в Карсунской женской гимназии.

У церкви имелся капитал притча в размере 3850 рублей, «завещанные бывшею владелицею села Никитино графиней Амалией Иосифовной Гурьевой и потомственным почётным гражданином Василием Петровичем Крыловым и внесённый на вечный вклад в Симбирское отделение Государственного Банка; притч получает в год процентов 120 рублей» (ГАУО; ф.134, оп.2, д.370 лл.221-227).

Церковной земли имелось 33 десятины пехотной и сенокосной, часть которой сдавалось в аренду. Интересен факт: А. Н. Ласточкин получал в год дохода в 635 рублей. Он складывался из казённого жалования в 300 рублей; процентов с капитала притча в 90 рублей; аренды с церковной земли - 100 рублей и кружечного дохода (т.е. пожертвований прихожан) - 145 рублей.

Представители старшего поколения никитинцев с теплотой вспоминали Павла Михайловича Костригина - крестьянина села Никитино, который с 1 января 1899 года служил старостой при Михаило-Архангельской церкви. Костригин П. М. неоднократно переизбирался на должность старосты. Известно, что он происходил из местных крестьян, был женат, закончил полный курс сельской земской школы, участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 г.г., был награждён орденом святого Георгия, недвижимого имения не имел. За исполнение должности старосты Павел Михайлович получил от общества 40 руб. жалованья в год (до конца 90-х г.г. 20в. в селе были ещё живы его родственники).

После революционных событий октября 1917 года и в первые годы новой, советской, власти большинство верующих продолжали посещать Никитинские храмы. Отец Александр (Ласточкин) добросовестно проводил церковные требы: крестил новорождённых, венчал по желанию молодожёнов, соборовал и отпевал умерших. Новая народная власть терпимо относилась к существованию в селе «старорежимного» духовного центра. Первым тревожным признаком надвигающегося воинствующего атеизма стал пожар 1925 года в деревянной церкви Святителя и Чудотворца Николая. От поджога церковь полностью сгорела, в огне погибли уникальные иконы, но часть их чудом была спасена из огня верующими и спрятана по домам. Старожилы села называли и поджигателя - им оказался местный житель Шилов (?) Иван. С конца 20-х годов по распоряжению центральных властей в стране стали закрывать и разрушать храмы. Летом 1929 года был закрыт и Михаило-Архангельский храм в с. Никитино. По воспоминаниям представителей старшего поколения перед закрытием храма «активисты» выбрасывали иконы на улицу, разбивали их, призывали топить ими печи. В то трагическое для церкви время удалось спасти большое деревянное распятие Иисуса Христа из Царских Врат и несколько икон. Отец Александр очень сильно переживал поругание над храмом божьим. С осени 1929 года он продолжил службу в церкви соседнего села Выползово, хотя жить остался в Никитине. Местные активисты комсомола неоднократно угрожали ему расправой. Трагедия произошла в один из осенних вечеров 1930 года. Отец Александр возвращался с вечерней службы домой, в Никитино. По дороге между сёлами Выползово и Никитино его встретили никитинские комсомольцы и сильно избили, до потери сознания. Дома от полученных травм отец Александр умер и был похоронен верующими на старом Никитинском кладбище (к сожалению, могила его не сохранилась). После закрытия помещения храма использовалось для различных хозяйственных нужд. В нём был склад, затем зернодробилка, в подвалах хранили картофель. Время и люди не пощадили уникальный памятник. Одно время «горячие головы» даже хотели разрушить храм, но не смогли (снесли лишь две головы из четырёх). Все эти десятилетия храм тихо разрушался, крыша его во многих местах протекает, уникальные фрески большей частью утрачены, кладка по углам приделов размывается осадками. Храм долгие годы служил прямым укором человеческой бездуховности и равнодушия.

Принято считать, что рано или поздно человек найдёт свой путь к вере, богу. Возможно, для многих этот путь лежит через храм. Удивительно, но многие люди разных поколений и убеждений всегда проявляли неподдельный интерес к сельскому храму - главному украшению села Никитино. Проезжающие мимо обязательно останавливаются на дороге, идут к храму, заходят внутрь, фотографируются на его фоне. Среди приезжающих сюда есть жители из города Ульяновска, р. п. Карсун, других городов и посёлков. Не только праздное любопытство или воля случая ведут их сюда, но и понимание сопричастности к богатой духовной истории отечества, осознание своей принадлежности к великому народу - творцу этого и многих других подобных памятников духовной культуры. 90-е годы 20 века стали переломными в осознании людьми своего места в этом мире. Жизнь вечна! Не вечен лишь конкретный человек. Вот почему во все времена было важно, какую память о себе оставляем мы у потомков: память Разрушителей или память Созидателей. Храм села Никитино может пережить второе рождение. Первыми свидетельствами этого стали благоустроительные работы внутри храма и на его крыше. Инициаторами этого богоугодного дела стали Афанасьев В. Ю. - глава к/ф хозяйства «Вера», а также другие жители села. Их стараниями храм очищен от многолетнего мусора и хлама, начаты работы по ремонту крыши (лето-осень 2009 год).

Бог в помощь всем, кто с искренней верой и желанием возрождает это святое для людей место!

 

   
По материалам учителя истории
   
Астрадамовской школы
   
Клевогина Сергея Викторовича
     
 
фото - автора сайта

 

Ничего не зарегистрировано!
Просьба при цитировании, перепечатке и т.п. ссылаться на данный сайт
 

При создании сайта был использован бесплатный шаблон, который скачан с ресурса AnVisionWebTemplates.com. Спасибо им большое!

Рейтинг@Mail.ru Каталог ИТ WMlink.ru - рекламный брокер

По всем вопросам, касаемым сайта, обращаться сюда
Создание сайтов ЕкатеринбургШаблоны сайтовПоиск товаров - справочник цен, каталог магазинов, прайс-листыБесплатные шаблоны дизайна детских сайтов
Hosted by uCoz