Рабочий поселок Сурское
Ульяновская область

 

 
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Добро пожаловать!

Промзино-городище | Рабочий поселок Сурское. Историческая справка | Хранилище истории и доброты | Сурские просторы
Колесом дорога | К истории судоходства на Суре | Донышко серебряное | О Промзине и хлебной торговле | "Соколихина вера"
Бесценный клад | Хозяева прошлого и настоящего | Меценат из Астрадамовки | "Это было недавно, это было давно"
Белая года | Дивный край Присурья


"Соколихина вера"

Одной из любимых тем у краеведов посёлка Сурское (бывшее Промзино) является история жизни промзинских купчих, сестёр Соколовых, дома которых и в наши дни остаются одним из лучших украшений этого населённого пункта. Недавно удалось отыскать письмо, отправленное из Промзина в Симбирск в марте 1905 года. Его автор, протоиерей Иаков Флоринский, рассказывает о событиях светской и религиозной жизни Присурского края.

В частности, он пишет о закладке в селе Промзино нового (второго) каменного православного храма, который собираются строить по проекту самарского архитектора Хилинского и под наблюдением симбирского губернского архитектора Малукалова.

Далее сообщает о перестройке здания церкви-школы в деревне Ольховке по образцу обыкновенного храма (с куполом и колокольней) на средства, пожертвованные управляющим графа Рибопьера Александром Карловичем Гагеном. Много внимания в своём послании отец Иаков уделяет религиозно-нравственному состоянию прихожан и их бытовому поведению.

«О глубокой религиозности народа, – пишет он, – свидетельствует то усердие, с каким наш народ притекает на поклонение образу Святителя Николая, находящемуся в Промзине, где в течение лета бывает не только всё население здешнего округа, но и тысячи богомольцев из соседних губерний (недавно были паломники даже из Иркутского и Томского краёв)». Вместе с тем, священник Флоринский отмечает, что «суеверия и предрассудки, свойственные необразованному простому народу, существуют во всех приходах промзинского края, а во многих местах, особенно в мордовских селениях, есть закоренелый обычай праздничного разгула молодёжи. Так, в Барышской Слободе стало традицией собираться парням и девкам с вечера в пустых кельях, где они проводят вместе целые ночи, угощают друг друга всякими яствами, пьют водку и, без сомнения, позволяют себе всякие вольности... Священники не могут, конечно, равнодушно смотреть на эти нравственные безобразия, но всякий раз, как только они прибегают к энергичным мерам по их искоренению, местные жители грозят их избить или поджечь их дома...

По части обильного употребления спиртных напитков молодёжь мало уступает взрослому населению. Пьют все и при всяком случае: на свадьбах, крестинах, похоронах и т.д. Пьют с радости и с горя, причём безмерно, ковшами, а на свадьбах выпивают по 10 и более вёдер водки и, естественно, разоряются вконец... На чрезмерное развитие пьянства в народе обратило внимание даже Земство, которое в виде противодействия начало открывать чайные при сельских Обществах трезвости, но посетители этих чайных, к сожалению, похмеляются в них не только китайским напитком, но и той же водкой». Особое внимание в своём послании отец Иаков (Флоринский) уделяет расколу, который издавна укоренился в сёлах Промзино, Барашево, Утёсовка, деревне Лебедевка и многих других местах по Суре и Барышу. Особенно много старообрядцев из так называемой «поморской секты» ему приходилось видеть в селе Барашево (Барашев Усад), где их тогда насчитывалось более 200 человек.

«А в селе Промзино, – пишет священник, – раскол много лет держался и множился благодаря материальной поддержке со стороны закоренелой здешней раскольницы, известной своей щедростью старухи Марьи Павловны Соколовой, которая, обладая огромными денежными средствами, щедрой рукой расточала их своим приверженцам, оказывая помощь всякому нуждающемуся. И помощь эта заключалась не в каких-нибудь мизерных подачках деньгами, а большей частью в таких солидных жертвах, как покупка коров и лошадей или постройка домов, которых она настроила в Промзине и приходских деревнях несколько десятков, причём в их числе немало домов каменных, стоящих не сотни, а тысячи рублей.

Что удивительного, если беднота, коей здесь особенно много, шла на эту приманку и совращалась в так называемую Соколихину веру!

И нужно иметь в виду, что эта могучая денежная сила действовала здесь не год-два, а несколько десятков лет, причём действовала непрерывно и энергично. По временам эта старуха доходила до того, что раздавала в каждый дом, не исключая и домов православных (даже духовенства!), по 5-рублёвой золотой монете с целью, вероятно, подкупить такой благотворительностью сторонников истинной веры. А ведь для того, чтобы оделить таким подарком весь Промзинский приход, нужно раздать 6 или 7 тысяч рублей, а она не ограничивалась только одним приходом, распространяя свои неслыханные пожертвования и на соседние сёла, где есть раскол.

Много слабых и неопытных душ уловила в эти погибельные сети раскольница Соколова за весь долгий период своей жизни. Но, наконец, смерть, постигшая её осенью 1904 года, положила конец её соблазнительной и пагубной для душ человеческих благотворительности!»

     
     
     
     
   

 

Ничего не зарегистрировано!
Просьба при цитировании, перепечатке и т.п. ссылаться на данный сайт
 

При создании сайта был использован бесплатный шаблон, который скачан с ресурса AnVisionWebTemplates.com. Спасибо им большое!

Рейтинг@Mail.ru Каталог ИТ WMlink.ru - рекламный брокер

Сайт р.п. Вешкайма

По всем вопросам, касаемым сайта, обращаться сюда
Создание сайтов ЕкатеринбургШаблоны сайтовПоиск товаров - справочник цен, каталог магазинов, прайс-листыБесплатные шаблоны дизайна детских сайтов
Hosted by uCoz