Рабочий поселок Сурское
Ульяновская область

 

 
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Добро пожаловать!

 

СУРЧАНЕ -

ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

 

ЖИГАРИН Федор Александрович

Жигарин Федор АлександровичРодился Фёдор Жигарин 21 Сентября 1920 года в трудолюбивой крестьянской семье в селе Ольховка Сурского района Ульяновской области. Отец - Александр Иванович и мать - Надежда Егоровна в 1930 году вступили в колхоз. В суровую военную пору, будучи в годах, они заменили ушедших на фронт мужчин, вносили посильный вклад в дело победы. В 1942 году Александр Иванович Министерством сельского хозяйства СССР был награждён нагрудным знаком "Отличник сельского хозяйства".

По воспоминаниям близких, Фёдор был трудолюбивым, рано приобщился к крестьянскому труду, к знаниям. Будучи учеником Сурской школы, всё свободное от школьных занятий время отдавал авиамоделизму, чтению книг об авиаторах. Он аккуратно следил за всеми книжными новинками из этой области. Навсегда врезались в память юноши подвиги советских лётчиков Валерия Чкалова, Михаила Громова, совершивших беспосадочный перелёт через Северный полюс в Америку.

Задолго до окончания средней школы Фёдор Жигарин твёрдо решил стать лётчиком. И эта мечта сбылась. В 1939 году он стал курсантом Балашовской военной авиационной школы. Учился с большим старанием. Особым пристрастием его были учебные полёты. Поражал инструкторов своей выносливостью, смелостью, находчивостью и мастерством пилотирования. После окончания авиашколы с отличием Фёдор Жигарин стал лётчиком 217-го бомбардировочного авиационного полка.

С первых же дней начала Великой Отечественной войны старший лейтенант 2-й эскадрильи штурмовой авиации Ф. А. Жигарин воевал в составе действующей армии на Западном, Северо-Западном, Юго-Западном, 3-м и 1-м Украинских фронтах.

Командир эскадрильи Ф. А Жигарин имел на своем личном счету несколько сбитых вражеских самолетов. Шел май 1942 года. По данным нашей разведки, на аэродроме противника было сосредоточено большое количество транспортных самолетов. Низкая облачность не позволяла нашим штурмовикам действовать группами, нанести по этому аэродрому бомбовый удар. В сложных метеорологических условиях приходилось действовать только одиночными самолетами. Вражеский аэродром был защищен густым заградительным огнем зенитной артиллерии и немецкими истребителями.

Было решено штурмовать аэродром противника одиночным экипажем. Добровольно вылетел Федор Александрович Жигарин. Почти весь летный состав пришел проводить командира эскадрильи в этот полет. Летчик шел на риск, подобных вылетов еще не было. Жигарин, не набирая высоты, вел самолет низко, искусно маскируясь над лесным массивом, чтоб его не заметили издали. Сегодня ему вовсе не хотелось попадаться на глаза немецким истребителям: воздушный бой мог бы сорвать решение поставленной перед ним задачи. Пилот зорко всматривался вдаль.

Внезапно перед ним возникли контуры каких-то самолетов. Прибавив газ, стал догонять звено. Скоро ему удалось пристроиться в хвост звена. Жигарин пристально вглядывался в самолеты. Нет, это не советские самолеты! Это немецкие «юнкерсы-52». Немецкие летчики тоже заметили наш штурмовик, перешли на бреющий полет. Жигарин решил атаковать их. Быстро зашел в хвост противника и пошел на сближение - моторы «юнкерса» ясно видны в прицелы, и тут же застрочили все пулеметы и пушки штурмовика. Жигарин дважды атаковал правофланговый «юнкерс», но тот продолжал лететь. После третьей атаки «юнкерс» накренился и врезался в лес. Не теряя времени, атаковал 2-й «юнкерс», и с двух заходов сбил его. Самолет противника сорвался в штопор и пошел вниз вслед за предшественником. Оставшийся «юнкерс», не меняя курса, шел в сторону аэродрома. Жигарин догнал «юнкерса» и начал заходить ему в хвост. И тут он увидел впереди вражеский аэродром со множеством самолетов. Летчик решил не атаковать «юнкерса», а, пристроившись к нему, вместе с ним идти на аэродром. Но сделать это было нелегко, так как «юнкерс» старался оторваться от штурмовика, думал, видимо, что советский летчик хочет его таранить.

Наконец Жигарин пристроился к «юнкерсу» и неотступно следовал за ним. Вот и аэродром противника. Зенитная артиллерия немцев молчала. Но ведь этого и надо было! Выбрал слева по ходу стоянку самолетов и сбросил на них бомбы. Воздух дрожал от взрывов, с аэродрома подымался столб черного дыма. Бомбы и снаряды советского штурмовика долбили распластавшихся на зеленом поле «юнкерсов». Опомнившись, вражеские зенитки открыли бешеный огонь по штурмовику. Один из снарядов ударил в правый элерон. Поврежденный самолет с левым креном начал быстро снижаться. Но Жигарин сумел выровнять самолет, осмотрелся. Под ним горели «юнкерсы», черный дым поднимался в небо от подожженных самолетов и склада с горючим.

Жигарин лег на обратный курс. Перед самолетом поднялась густая сеть заградительного огня, облачка зенитных разрывов возникали то спереди, то сзади. И когда пулеметные струи или разрывы снарядов слишком приближались к нему, летчик периодически давал самолету скос то вправо, то влево. Наблюдая с земли, можно было подумать, что летчик растерялся и мечется из стороны в сторону от страха. Но это было то, что называется военной хитростью. Вот штурмовик пошел прочь от аэродрома, почти прижимаясь к верхушкам леса. Вскоре немцы потеряли его из вида. Жигарин, выполнив боевое задание, благополучно вернулся к своей эскадрилье. Боевое задание было выполнено.

Шел третий год войны. С первых дней военной жизни Федор Жигарин учил своих товарищей не только мастерству пилотирования, он часто напоминал товарищам по эскадрилье, что надо беречь друг друга. Жигарин зорко смотрел, как дерутся его питомцы, видел их ошибки и промахи. Даже в самые напряженные минуты не забывал о своих друзьях.

Летчики его эскадрильи дрались бок о бок, охраняя и выручая друг друга. Было получено боевое задание по штурмовке аэродрома противника. Штурмовики Жигарина обрушили на немецкий аэродром снаряды и бомбы. Земля гудела от взрывов. По вспышкам Жигарин заметил зенитную установку, которая сильно досаждала им во время боя. Развернувшись, он ринулся прямо на нее. Батарея била ему навстречу, но он летел слишком быстро, и зенитки не успевали менять высоту прицела. Жигарин обстрелял батарею немцев из пулеметов, и она замолчала навсегда. В небе было темно от разрывов.

После пятого захода Штурмовики взяли курс на восток, к своему аэродрому, а Жигарин сделал еще один круг, чтоб посмотреть на результаты работы своей эскадрильи. Ему хорошо был виден аэродром, на котором догорало 15 самолетов. «Молодцы!» - мысленно поблагодарил он летчиков. Еще издали он заметил, что одного самолета не хватает. Среди штурмовиков не оказалось машины младшего лейтенанта Рысенко. Не раздумывая, Жигарин повернул свой самолет в сторону аэродрома. Его взору предстала картина, заставившая больно сжаться сердце: в небе шла битва. Четыре «мессершмитта» набросились на штурмовик Рысенко. Они зажали его в плотное кольцо, советский штурмовик отстреливался, не подпуская «мессеров», но силы были явно не равны. И в тот момент, когда Жигарин уже был готов броситься на выручку товариша, самолет Рысенко перевернулся и густо дымя стремительно стал падать, «мессершмитты» ринулись к нему.

Штурмовик Жигарина пошел на лобовую атаку с немецким истребителем. Самолеты быстро сближались. Они почти одновременно открыли огонь. Самолет противника, сверкая желтой краской и дымя, полетел вниз, но и гитлеровец успел пробить козырек кабины штурмовика, и мелкие осколки ранили лицо Жигарина. Положение осложнилось. Преследуя друт друга, четыре самолета, встав в вираж - круг смерти, - закрутились над землей. Немецкие истребители больше приспособлены для воздушного боя, чем штурмовики. Жигарин позвал по радио друзей, думая, что они немедленно примчатся к нему на помощь, но он остался один! Боясь, что его ударят снизу, летчик опустил самолет на двадцатиметровую высоту. Один немец устремился к нашему самолету сверху. Это была жестокая смертельная схватка. Жигарин ударил из всех пулеметов и пушек. Самолет врага пролетел в каком-нибудь метре от штурмовика и разбился о землю. Взбешенные немцы ринулись на Жигарина, но он великий мастер своего летного дела, бил из любой позиции. «Мессеры» один за другим бросались в атаку на самолет Жигарииа, обстреливая его из пулеметов и пушек. Но штурмовик ловко увертывался от пуль и снарядов.

И вдруг Жигарин почувствовал удар по кабине самолета. Снаряд отбил козырек кабины, осколками ранил летчика в лоб, перебил Жигарину правую руку. Еще один снаряд ударил по штурмовику, ранив в плечо и в обе ноги: Боли он в первые мгновения не почувствовал, но правая рука сама собой свалилась со штурвала, и он больше не мог поднять ее. Ведя самолет левой рукой, Жигарин пошел в сторону наших войск. Огромным усилием воли он заставлял себя не выпускать из рук штурвал. С каждой секундой становилось все труднее дышать. Глаза были залиты кровью и потом, все тело налилось страшной тяжестью. А изрешеченный пулями штурмовик неудержимо терял высоту.

Фашистские летчики, преследуя потерявшего былую боеспособность самолет, старались пристроиться к нему в хвост, чтоб окончательно добить. Однако резкая разница в скорости мешала это сделать. «Мессершмитты», обладавшие большой скоростью, словно желтый вихрь, проносились над штурмовиком, будучи не в силах погасить скорость, чтоб пристроиться к нему в хвост. Вдруг Жигарин заметил, что один немецкий летчик, чтоб обуздать скорость своего самолета, выпустил шасси и щитки на крыльях. «Скорость погасить решил, в хвост сейчас ударить хочет», мелькнуло в помутневшем сознании. В тот же миг истребитель с выпущенными шасси ринулся на самолет Жигарина. Но и на этот раз немец не рассчитал и пролетел вперед штурмовика. Жигарин, собрав остаток сил, раненой рукой нажал на гашетки пулеметов и полоснул «мессера» в хвост. Вспыхнув, истребитель вошел в штопор и, блеснув на солнце, врезался в землю у переднего края своих войск. Оставшийся «мессершмитт» прекратил преследование.

Почти на бреющем полете Жигарин вел штурмовик в расположение наших войск. Он шел на посадку. Силы окончательно покидали его. Внизу шел лес. Садиться на деревья, мелькнула мысль в голове, но надо спасать не только жизнь, но и машину. Потянул всегда такой легкий, а сейчас страшно отяжелевший штурвал. Секунды тянулись часами, и все же лес оборвался, впереди был луг. Тяжестью поникшей головы двинул от себя штурвал. Каскад брызг окатил Жигарина. Самолет сел в мелководное озеро, которое летчик сквозь залитые кровью глаза принял за луг. Он посадил самолет в воду. В груди громко стучало сердце.

Товарищи Жигарина, спешившие на помощь другу, услышали в наушники, как он сказал: «Не удалось вам, господа немцы, отнять у меня жизнь!». Жигарин увидел родных советских людей, бегущих к озеру, попытался сам выбраться из кабины самолета, но не смог. От многочисленных ран, полученных в этом бою, он потерял слишком много крови. В госпитале врачи нашли и подсчитали 160 осколочных ранений.

Из письма командира войсковой части генерал-майора авиации Аладинского секретарю Сурского райкома ВКП(б) от 6 июля 1943 года: «Во вверенном мне соединении сражается против немецко-фашистских оккупантов уроженец вашего района старший лейтенант Жигарин Федор Александрович. В боях командир эскадрильи показал образцы стойкости, отвага, мужества и героизма. На его счету 7 сбитых фашистских самолетов. Его меткими выстрелами, бомбовыми ударами уничтожено немало живой силы и техники. В мае месяце 1943 года при выполнении одного очень ответственного задания тов. Жигарин вел воздушный бой против превосходящих сил противника. В этом бою сбил одного фашистского истребителя, будучи тяжело ранен, продолжал сражаться, сбил еще два вражеских самолета и благополучно вернулся в свою часть. Личным примером высокого мастерства, бесстрашия, отваги и героизма тов. Жигарин воспитал не один десяток бесстрашных соколов. Товарищ Жигарин является любимцем всего личного состава соединения. После излечения от ран тов. Жигарин отправляется в ваш район на отдых. Прошу вас окружить тов. Жигарина и его родителей отеческой заботой и создать такие условия, в которых бы он смог быстрее отдохнуть, набраться свежих сил и вновь вернуться в свою, боевую семью и с еще большей силой громить фашистских захватчиков. Вместе с этим прошу широко рассказать населению о героических подвигах их земляка, Жигарина Федора Александровича; передайте от моего имени и всего личного состава соединения горячую благодарность родителям и землякам тов. Жигарина за воспитание такого бесстрашного и в то же время скромного воина».

В июле 1943 года после излечения от ранения прибыл на отдых в район командир эскадрильи Ф. А Жигарин. Сурчане тепло и сердечно встре­чали и чествовали своего земляка. На общем собрании колхозников сельхозартели «Красный моряк» тепло встреченный Ф. А  Жигарин рассказал о своих боевых делах и делах своих товарищей. Обращаясь к землякам, он сказал; «Дорогие товарищи! Трудитесь честно и помните, что ваш земляк не посрамит чести русского оружия».

8 сентября 1943 года за 81 боевой вылет, во время которых лично сбил 7 самолетов противника, а его группа уничтожила 67 самолетов на аэродромах, 50 автомашин с войсками, 5 танков и 12 орудий, Ф. А Жигарин был удостоен звания Героя Советского Союза.

После отдыха командир эскадрильи вернулся к своим боевым друзьям в действующую армию. Ратные подвиги нашего земляка, прославленного летчика Ф. А Жигарина в годы Великой Отечественной войны связаны со службой в 108-м гвардейском штурмовом полку.

Шел 1944 год. Началось наступление Красной Армии в западных областях Украины. За участие в освобождении города Рава-Русская 108-й гвардейский полк был удостоен собственного почетного наименования «Рава-Русский». Среди однополчан первым звания «Почетный гражданин города Рава-Русская» был удостоен Герой Советского Союза Ф. А Жигарин.

Памятным останется для однополчан, жителей города 21 июля 1984 года. И хотя среди однополчан не было их любимца, «богатыря воздуха», «отважного сокола» Федора Жигарина, имя его не сходило с уст присутствующих на торжестве. Этот день был посвящен его подвигам, его памяти. В городе на одной из улиц на доме N 1 была открыта мемориальная доска. Улица стала носить имя Ф. А Жигарина, Почетного гражданина города Рава-Русская. Ветеран 1081-го полка Л. Я. Клобуков посвятил Ф. А Жигарину свои стихи.

Подполковник Федор Александрович Жигарин участвовал в Берлинской и Пражской операциях, закончив войну 8 мая 1945 года в районе города Губен в Германии. Это был 102-й боевой вылет, он был последним. В этот период подполковник Жигарин уже водил на выполнение боевых заданий летчиков полка, многие его воспитанники стали командирами эскадрилий. Герой Советского Союза Ф. А Жигарин награжден и другими правительственными наградами: орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Красной Звезды, медалями «За Победу над Германией», «За освобождение Болгарии» и многими другими медалями.

После окончания Великой Отечественной войны закончил военно-воздушную академию и продолжил службу в войсках. При выходе в отставку в 1954 году полковник Ф. А Жигарин продолжал трудиться в Оpском районе.

Умер Ф. Жигарин 16 Ноября 1981 года. Похоронен на кладбище р.п. Сурское. На Алее Героев Сурского района установлен и его бюст.

В целях увековечения памяти Героя Советского Союза Федора Александровича Жигарина на доме N 65 по улице Хазова в рабочем поселке 7 мая 1983 года состоялось открытие Мемориальной доски. Одна из улиц районного центра и Сурская средняя школа стали носить имя героя Советского союза Федора Александровича Жигарина.

В этом доме жил Жигарин Ф.А.     Мемориальная доста на доме, где жил Жигарин Ф.А.    Мемориальная доска на Сурской средней школе

 

 

 

 

Ничего не зарегистрировано!
Просьба при цитировании, перепечатке и т.п. ссылаться на данный сайт
 

При создании сайта был использован бесплатный шаблон, который скачан с ресурса AnVisionWebTemplates.com. Спасибо им большое!

Рейтинг@Mail.ru Каталог ИТ WMlink.ru - рекламный брокер

Сайт р.п. Вешкайма

По всем вопросам, касаемым сайта, обращаться сюда
Создание сайтов ЕкатеринбургШаблоны сайтовПоиск товаров - справочник цен, каталог магазинов, прайс-листыБесплатные шаблоны дизайна детских сайтов
Hosted by uCoz